Исследования показывают, что для достижения высокого уровня профессионализма в любой области требуется по крайней мере 10 лет практики. В некоторых случаях требуемые навыки могут вырабатываться годами, потому что ситуации, в которых они проявляются возникают крайне редко. Онлайн-образование дает возможность смоделировать такие ситуации в нужном количестве и качестве и этим существенно ускоряет процесс обучения.
Необходимый набор компонентов ЭОР
1
Проморолик
2
Видеолекции
3
Конспекты
4
Презентации
5
Вопросы по лекциям
6
Проверка знаний по разделу
7
Практические занятия
8
Самостоятельная работа
9
Описание и структура курса
10
Информация о преподавателях
11
Глоссарий
12
Рекомендуемая литература
13
База итогового контроля знаний
Этапы разработки онлайн-курса в формате ЭОР
Этап №1
Этап №1
Разработка программы ЭОР
Программа ЭОР должна содержать информацию о курсе – название открытого онлайн-курса, краткая и полная аннотации курса, информация о преподавателе (-ях), результаты обучения на курсе, целевая аудитория и др.
Этап №2
Этап №2
Разработка сценария рекламного видеоролика
Этап №3
Этап №3
Разработка педагогического сценария и структуры курса
Этап №4
Этап №4
Подготовка текстовых, графических и других учебно-методических материалов для создания ЭОР и передача их на экспертизу
Этап №5
Этап №5
Запись рекламного видеоролика и видеолекций
Этап №6
Этап №6
Подготовка материалов ЭОР в электронном виде
Подготовка материалов для лекционных, практических занятий, организации самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительных материалов. Просмотр и корректировка видеолекций
Этап №7
Этап №7
Передача всех материалов и прав на ЭОР
Передача всех материалов ЭОР специалисту по работе с онлайн-платформой или размещение материалов ЭОР на онлайн-платформе. Подписание договора на отчуждение исключительных прав на контент ЭОР.
“
Под педагогическим сценарием курса понимается структурированное развернутое представление автора о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного процесса, о методических принципах и приемах на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения
Типы заданий ЭОР
-1-
Задания на взаимное оценивание (с/без ограничения)
Выбирается по усмотрению авторов курса
-2-
Задания с авто системой оценивания (тесты)
Выбирается по усмотрению авторов курса
Тесты по итогам недели
Одно задание на взаимное оценивание с ограничением на ответ
Эффективны при оценке понимания материала, используются по итогам недели
Одно задание на взаимное оценивание со свободным конструированием ответа
Эффективны при оценке применения знаний, используются как по итогам недели, так и по итогам курса в целом
10 заданий с автоматизированной системой оценивания + 1 несложное задание на взаимное оценивание
Не менее 15 заданий с автоматизированной системой оценивания
Тесты по итогам ЭОР
Возможна накопительная оценка без итогового тестирования
Учитываются результаты еженедельных заданий и тестирований
Не менее 20 заданий с автоматизированной системой оценивания
Эффективны при оценке применения знаний, используются как по итогам недели, так и по итогам курса в целом
Одно задание на взаимное оценивание со свободным конструированием ответа
Системы оценивания заданий ЭОР
-1-
Простая дихотомическая
0 - не выполнено 1 – выполнено
-2-
Простая дробная
0 - не выполнено 1 - выполнено частично 2 - выполнено полностью
-3-
Сложная дробная
К одному заданию несколько критериев с описаниями
Примеры заданий с ограничением на ответ
-1-
Текст задания (Дихотомическая, дробная)
На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из резистора, реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключенного к батарее, и амперметра. Как изменятся (увеличатся или уменьшатся) сила тока в цепи и напряжение на батарее при перемещении движка реостата в крайнее правое положение?
На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. Опираясь на законы электродинамики, объясните, как будут изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата вправо.
Расширенная дробная: 3 балла - приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ и исчерпывающие верные рассуждения с указанием наблюдаемых явлений и законов, 2 балла - указаны все необходимые для объяснения явления и законы, но рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме, или в них содержатся логический недочет, 1 балл - указаны не все необходимые явления и физические законы, даже если дан правильный ответ на вопрос задания, 0 баллов - все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям.
- 3 - Дробная система оценивания заданий с расширенными критериями с детальным описанием по каждому
Критерии;15;10;5;0
Объемы работ;Более 500 слов;300-500 слов;150-300 слов; Работа не представлена
Правильно ли понято задание?;Содержание работы полностью соответствует предложенной теме;Автор недалеко уклоняется от предложенной темы;Автор не совсем верно понял задание;Представлена работа на другую тему
Глубоко ли автор знаком с темой?;Работа грамотная, автор цитирует другие работы на эту тем;Автор неплохо ориентируется в теме, но допускает промахи;Заметно, что автор впервые взялся за эту тему и еще плохо в ней ориентируется;Работа изобилует фактическими ошибками
Насколько оригинальна работа?;Автор предлагает свои оригинальные идеи;Оригинальных идей нет, но и массовых заимствований из Интернета тоже нет;Работа содержит большие цитаты, но автор сам связал их в интересный текст;Работа полностью скопирована из Интернета
Грамотно ли (в смысле правил русского языка и стиля) написана работа?;Работа безукоризненная в смысле языка и стиля;Встречаются грамматические ошибки и двусмысленные обороты.;Много грамматических и стилистических ошибок.;Читать невозможно
“
Что делать, когда студенты сдают задания низкого качества, в работах нет усердия, да и в целом группа скептично настроена к выполнению контрольных заданий. Причин может быть много, но в основном из-за того, что слушатели не понимают, как задания связаны с целями курса, и что им это даст в реальной жизни. Мы нашли памятку, которая поможет сгладить 6 острых углов и помочь преподавателям создавать такие задания, которые студенты будут выполнять с удовольствием
Метод 6С
Как разрабатывать увлекательные задания на онлайн-курсе, которые мотивируют студентов
Выбор (choice)
Дайте студентам самим выбирать, что делать. Преподаватель не может сделать задание одинаково интересным для всех. Поэтому, чем больше разных контекстов охватывает задача, тем выше шанс заинтересовать студента.
1
Поиск смысла (Constructing Meaning)
Привязывайте задания к реальности, делайте так, чтобы студенты использовали свой эмпирический опыт и понимали, как знание будет работать в реальном мире.
2
Сложность задания (Challenge)
Уровень сложности должен соответствовать среднему студенту. Если задание слишком сложное, учащиеся опустят руки. Если слишком лёгкое — заскучают и потеряют интерес.
3
Взаимосвязь (Consequence)
Студенты должны понимать, что выполнение или не выполнение каждого задания сказывается на их обучении. Для итоговых проверок, составляйте задания так, чтобы студентам приходилось цитировать учебные материалы курса в своих рефератах, проектах и заданиях. Так студенты будут внимательнее относиться к теоретической части курсам
4
Сотрудничество (Collaboration)
Когда студенты работают в группах, они учатся друг у друга, вместе контролируют сроки и выполнение требований. В онлайн-курсе может быть не просто организовать групповую работу, но если удастся это сделать, студенты будут работать намного эффективнее.
5
Контроль (Control)
Когда студенты сами контролируют прогресс обучения, они развивают ответственность, независимость и самоорганизацию. Или наоборот, могут переживать, что курс слишком объемный и с ним тяжело справиться. Не существует единого решения для всех курсов, как контролировать прогресс прохождения — открывать весь курс сразу или постепенно.
6
Сделайте автора видимым
Обязательно добавляйте фотографии профиля в используемых совместно системах и социальных сервисах.
Когда за текстом можно разглядеть живого человека, его мнение и отношение к проблеме, информацию о его личности и биографии, то текст воспринимается совершенно иначе, а прохождение курса приближается к общению с реальным человеком. Всё это положительно сказывается и на результатах.
Попробуйте выступать и отвечать на вопросы как психологически позитивная личность, своим примером мотивировать обучающихся к открытому общению и раскрепощению.
“
Образовательный контент ЭОР подлежит обновлению в случае изменения рабочих программ дисциплин, практик и итоговой аттестации и в случае актуализации методических материалов занятий и оценочных средств
Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий