© 2022 Московский Политех
 
Создание ЭОР
Информация для разработчиков электронных образовательных ресурсов Университета
Исследования показывают, что для достижения высокого уровня профессионализма в любой области требуется по крайней мере 10 лет практики. В некоторых случаях требуемые навыки могут вырабатываться годами, потому что ситуации, в которых они проявляются возникают крайне редко. Онлайн-образование дает возможность смоделировать такие ситуации в нужном количестве и качестве и этим существенно ускоряет процесс обучения.
Необходимый набор компонентов ЭОР
  • 1
    Проморолик
  • 2
    Видеолекции
  • 3
    Конспекты
  • 4
    Презентации
  • 5
    Вопросы по лекциям
  • 6
    Проверка знаний по разделу
  • 7
    Практические занятия
  • 8
    Самостоятельная работа
  • 9
    Описание и структура курса
  • 10
    Информация о преподавателях
  • 11
    Глоссарий
  • 12
    Рекомендуемая литература
  • 13
    База итогового контроля знаний
Этапы разработки онлайн-курса в формате ЭОР
Этап №1
Этап №1
Разработка программы ЭОР
Программа ЭОР должна содержать информацию о курсе – название открытого онлайн-курса, краткая и полная аннотации курса, информация о преподавателе (-ях), результаты обучения на курсе, целевая аудитория и др.
Этап №2
Этап №2
Разработка сценария рекламного видеоролика
Этап №3
Этап №3
Разработка педагогического сценария и структуры курса
Этап №4
Этап №4
Подготовка текстовых, графических и других учебно-методических материалов для создания ЭОР и передача их на экспертизу
Этап №5
Этап №5
Запись рекламного видеоролика и видеолекций
Этап №6
Этап №6
Подготовка материалов ЭОР в электронном виде
Подготовка материалов для лекционных, практических занятий, организации самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительных материалов. Просмотр и корректировка видеолекций
Этап №7
Этап №7
Передача всех материалов и прав на ЭОР
Передача всех материалов ЭОР специалисту по работе с онлайн-платформой или размещение материалов ЭОР на онлайн-платформе. Подписание договора на отчуждение исключительных прав на контент ЭОР.
Под педагогическим сценарием курса понимается структурированное развернутое представление автора о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного процесса, о методических принципах и приемах на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения
Типы заданий ЭОР
-1-
Задания на взаимное оценивание (с/без ограничения)
Выбирается по усмотрению авторов курса
-2-
Задания с авто системой оценивания (тесты)
Выбирается по усмотрению авторов курса
Тесты по итогам недели
  • Одно задание на взаимное оценивание с ограничением на ответ
    Эффективны при оценке понимания материала, используются по итогам недели
  • Одно задание на взаимное оценивание со свободным конструированием ответа
    Эффективны при оценке применения знаний, используются как по итогам недели, так и по итогам курса в целом
  • 10 заданий с автоматизированной системой оценивания + 1 несложное задание на взаимное оценивание
  • Не менее 15 заданий с автоматизированной системой оценивания
Тесты по итогам ЭОР
  • Возможна накопительная оценка без итогового тестирования
    Учитываются результаты еженедельных заданий и тестирований
  • Не менее 20 заданий с автоматизированной системой оценивания
    Эффективны при оценке применения знаний, используются как по итогам недели, так и по итогам курса в целом
  • Одно задание на взаимное оценивание со свободным конструированием ответа
Системы оценивания заданий ЭОР
-1-
Простая дихотомическая
0 - не выполнено
1 – выполнено
-2-
Простая дробная
0 - не выполнено
1 - выполнено частично
2 - выполнено полностью
-3-
Сложная дробная
К одному заданию несколько критериев с описаниями
Примеры заданий с ограничением на ответ
-1-
Текст задания
(Дихотомическая, дробная)
На фотографии изображена электрическая цепь, состоящая из резистора, реостата, ключа, цифровых вольтметра, подключенного к батарее, и амперметра. Как изменятся (увеличатся или уменьшатся) сила тока в цепи и напряжение на батарее при перемещении движка реостата в крайнее правое положение?

Дихотомическая: 0 баллов - не выполнено, 1 балл – выполнено.
Дробная: 0 баллов - не выполнено, 1 балл - выполнено частично, 2 балла - выполнено полностью.
-2-
Текст задания
(Сложная дробная)
На рисунке приведена электрическая цепь, состоящая из гальванического элемента, реостата, трансформатора, амперметра и вольтметра. Опираясь на законы электродинамики, объясните, как будут изменяться показания приборов в процессе перемещения ползунка реостата вправо.

Расширенная дробная: 3 балла - приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ и исчерпывающие верные рассуждения с указанием наблюдаемых явлений и законов, 2 балла - указаны все необходимые для объяснения явления и законы, но рассуждения, приводящие к ответу, представлены не в полном объеме, или в них содержатся логический недочет, 1 балл - указаны не все необходимые явления и физические законы, даже если дан правильный ответ на вопрос задания, 0 баллов - все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям.
- 3 -
Дробная система оценивания заданий с расширенными критериями с детальным описанием по каждому
Что делать, когда студенты сдают задания низкого качества, в работах нет усердия, да и в целом группа скептично настроена к выполнению контрольных заданий. Причин может быть много, но в основном из-за того, что слушатели не понимают, как задания связаны с целями курса, и что им это даст в реальной жизни. Мы нашли памятку, которая поможет сгладить 6 острых углов и помочь преподавателям создавать такие задания, которые студенты будут выполнять с удовольствием
Метод 6С
Как разрабатывать увлекательные задания на онлайн-курсе, которые мотивируют студентов
  • Выбор (choice)
    Дайте студентам самим выбирать, что делать. Преподаватель не может сделать задание одинаково интересным для всех. Поэтому, чем больше разных контекстов охватывает задача, тем выше шанс заинтересовать студента.
    1
  • Поиск смысла (Constructing Meaning)
    Привязывайте задания к реальности, делайте так, чтобы студенты использовали свой эмпирический опыт и понимали, как знание будет работать в реальном мире.
    2
  • Сложность задания (Challenge)
    Уровень сложности должен соответствовать среднему студенту. Если задание слишком сложное, учащиеся опустят руки. Если слишком лёгкое — заскучают и потеряют интерес.
    3
  • Взаимосвязь (Consequence)
    Студенты должны понимать, что выполнение или не выполнение каждого задания сказывается на их обучении. Для итоговых проверок, составляйте задания так, чтобы студентам приходилось цитировать учебные материалы курса в своих рефератах, проектах и заданиях. Так студенты будут внимательнее относиться к теоретической части курсам
    4
  • Сотрудничество (Collaboration)
    Когда студенты работают в группах, они учатся друг у друга, вместе контролируют сроки и выполнение требований. В онлайн-курсе может быть не просто организовать групповую работу, но если удастся это сделать, студенты будут работать намного эффективнее.
    5
  • Контроль (Control)
    Когда студенты сами контролируют прогресс обучения, они развивают ответственность, независимость и самоорганизацию. Или наоборот, могут переживать, что курс слишком объемный и с ним тяжело справиться. Не существует единого решения для всех курсов, как контролировать прогресс прохождения — открывать весь курс сразу или постепенно.
    6
Сделайте автора видимым
Обязательно добавляйте фотографии профиля в используемых совместно системах и социальных сервисах.
Когда за текстом можно разглядеть живого человека, его мнение и отношение к проблеме, информацию о его личности и биографии, то текст воспринимается совершенно иначе, а прохождение курса приближается к общению с реальным человеком. Всё это положительно сказывается и на результатах.

Попробуйте выступать и отвечать на вопросы как психологически позитивная личность, своим примером мотивировать обучающихся к открытому общению и раскрепощению.


Образовательный контент ЭОР подлежит обновлению в случае изменения рабочих программ дисциплин, практик и итоговой аттестации и в случае актуализации методических материалов занятий и оценочных средств
Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий