© 2022 Московский Политех
 

Адаптация к онлайн-обучению

Переход к онлайн образованию и дальнейшее повышение эффективности электронного обучения и дистанционного взаимодействия со студентами возможны только при осознанном освоении педагогами высшей школы цифровых компетенций и применении актуальных методологий и технологий
Методологии
№1 Методология обучения
Технологии
Цифровизация ресурсов
Вовлечение
Вовлечение студентов
Переход высшего и профессионального образования в онлайн- пространство показал, что именно психологическое вовлечение обучающихся в процесс занятия определяет выбор и применение методологий и технологий подачи информации
Методологии процесса обучения
Три стратегии подачи информации в онлайн
  • Презентационная
    стратегия, нацеленная на восприятие информации. Подразумевает, что ученик будет воспринимать весь материал преимущественно «на веру», без критического осмысления. Как правило, такой курс содержит минимум интерактивности, его целесообразно использовать только для информирования.
    I
  • Интерактивная
    основывается на принципе «реакция — подкрепление». Как правило, такие курсы строятся по схеме «объяснение — пример — контрольный вопрос — обратная связь». Подходят для формирования последовательных и жестко формализованных навыков. Для таких курсов характерны богатые возможности для практической отработки навыков
    II
  • Развивающая
    обучение по принципам конструирования знаний. Курсы этого типа учат распознавать проблемы и решать их. Они требуют от учеников гораздо большей мыслительной активности, а некоторые формы развивающих сред, например симуляции и игры, предоставляют богатые возможности и для отработки нужного поведения. Целесообразно использовать для обучения «мягким» навыкам.
    III
Важно понимать, что методология обучения — это всего лишь инструмент. Его можно использовать как с пользой, так и во вред. Какой инструмент предпочесть в каждом конкретном случае зависит, в первую очередь, от цели обучения. Определитесь с целью и только после этого выбирайте инструмент, это позволит вам избежать забивания гвоздей микроскопом.
С одной стороны, онлайн-обучение дает нам небывалые возможности, но с другой — технологии надо уметь правильно использовать, иначе они могут сильно навредить учебному процессу. Мы поможем ускорить процесс адаптации к онлайн и перечислим ряд распространенных ловушек, в которые легко можно угодить по незнанию
  • Чересчур много интересного
    Желание напичкать курс красивой графикой, выразительным текстом, умопомрачительной анимацией и потрясающей музыкой лучше обрубить на корню. Ресурсы человеческого внимания ограничены, и не стоит растрачивать их попусту. Почитайте про теорию когнитивной нагрузки.
    ?
  • Чересчур мало интересного
    Другая крайность — полное отсутствие в курсе интересных и увлекательных элементов, поощряющих обучение. Типичный пример — 100% говорящая голова, текст или слайды презентации без какого-либо интерактива и практики.
    ?
  • Потеря цели обучения
    Любое учебное событие в курсе должно быть направлено на достижение цели обучения. Игры, виртуальные миры, дополненная реальность, обучение 2.0 и прочие суперсовременные технологии — не являются исключениями из правил. Они должны быть подчинены цели обучения и использоваться только в том случае, если они действительно являются наиболее подходящим инструментом для ее достижения.


    ?
  • Обучение в ходе самостоятельных исследований
    Часто можно услышать, что интернет — огромное информационное пространство, в котором каждый может найти и изучить нужную ему информацию, сложить новое знание из множества найденных им кусочков и т.д. Последние 15 лет исследований показали, что такой способ обучения работает крайне редко. Гораздо более эффективный вариант — хорошо структурированные курсы, обеспечивающие качественное руководство учением.
    ?
Цифровые технологии обучения
Мобильные приложения
Адаптивная LMS система
CRM Университета
Мобильные видеозвонки
Youtube, Telegram, др. SMM
Студенты более подкованы в цифровой среде, лучше разбираются в компьютерах и интернетах. Но на самом деле для большинства это такой же стресс, как и для преподавателей. Студенты стесняются включить веб-камеру, с трудом собирают себя в кучу в домашней обстановке и скучают по родным аудиториям. Ваша задача — помочь им адаптироваться и научить работать также эффективно, как и в офлайне.
Вовлечение в обучение
Согласно исследованиям, вовлеченность в обучение характеризуется двумя основными параметрами — физической (поведенческой) и психической (мыслительной) активностями студента
Поведенческая активность — любое явное действие, выполняемое обучающимся в ходе учебного занятия
  • Это нажатие клавиш
  • Это вариативный выбор ответа
  • Это ответы на устные вопросы
  • Это переписка в форуме и чате
Задания, требующие от ученика только физических действий «цепляют» гораздо меньше, чем занятия, которые требуют ещё и «включить мозг» — подумать, поразмышлять, сделать выводы и предположить последствия. Мало того, «пустая» двигательная активность вообще не обязательна, высокий уровень вовлечения может быть достигнут и без нее, при условии высокой мыслительной активности
Психическая активность — когнитивный (мыслительный) процесс обработки учебного материала и получения новых знаний и навыков
  • Это обдумывание сложной визуальной информации онлайн курса
  • Это обобщение и структурирование информации части онлайн курса
  • Это формирование выводов и заключений на основе полученных данных
  • Это выполнение заданий, требующих осмысливания и переосмысления информации
Для создания увлекательного учебного мероприятия важно уделить внимание именно психической активности — подобрать соответствующие методы обучения и контент
Развитие цифровых компетенций
Совет №1
Совет №1
Будьте в курсе событий
Все главные новости об изменении режима работы университета, мероприятиях и дистанционном обучении появятся на главной странице сайта Московского Политеха, в социальных сетях, мессенджерах и в рассылках
Совет №2
Совет №2
Пересмотрите учебные планы и программы по преподаваемым дисциплинам
Определите как влияют онлайн технологии, что должно быть сделано, что требуется изменить (дедлайны/оценивание/правила выполнения заданий и т.д.) и добавить (онлайн-обсуждения/онлайн-трансляции лекций и т.д.)
Совет №3
Совет №3
Обеспечьте постоянный канал связи со студентами
Сообщите студентам, как скоро ожидать ответа в выбранном канале связи. Заранее готовьте студентов к возможным изменениям в формате обучения, изменениям учебных программ и инструментов, которые преподаватели будут использовать
Совет №4
Совет №4
Для дистанционного обучения используйте новые технологии и проверенные инструменты
Старайтесь полагаться на то, что лучше всего знакомо вам и вашим студентам. Учитывайте, что для некоторых инструментов (например, для веб-трансляций) понадобится высокоскоростной интернет, а другие инструменты имеют ограничения по количеству бесплатных пользователей
Совет №5
Совет №5
Расширяйте форматы общения со студентами за рамки переписки и размещения в сети материалов для изучения
Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию. Организуйте общение в формате видеоконференций, предоставьте студентам возможность индивидуальной консультации - Webinar, телефон, мессенджеры, социальные сети. Участвуйте в формировании онлайн сообществ студентов и выпускников