Адаптация к онлайн обучению

Переход к онлайн образованию и дальнейшее повышение эффективности электронного обучения и дистанционного взаимодействия со студентами возможны только при осознанном освоении педагогами высшей школы цифровых компетенций и применении актуальных методологий и технологий
Методологии
№1 Методология обучения
Технологии
Цифровизация ресурсов
Вовлечение
Вовлечение студентов
Переход высшего и профессионального образования в онлайн пространство показал, что именно психологическое вовлечение обучающихся в процесс занятия определяет выбор и применение методологий и технологий подачи информации
Методологии процесса обучения
Три стратегии подачи информации в онлайн
Презентационная
стратегия, нацеленная на восприятие информации. Подразумевает, что ученик будет воспринимать весь материал преимущественно «на веру», без критического осмысления. Как правило, такой курс содержит минимум интерактивности, его целесообразно использовать только для информирования.
I
Интерактивная
основывается на принципе «реакция — подкрепление». Как правило, такие курсы строятся по схеме «объяснение — пример — контрольный вопрос — обратная связь». Подходят для формирования последовательных и жестко формализованных навыков. Для таких курсов характерны богатые возможности для практической отработки навыков
II
Развивающая
обучение по принципам конструирования знаний. Курсы этого типа учат распознавать проблемы и решать их. Они требуют от учеников гораздо большей мыслительной активности, а некоторые формы развивающих сред, например симуляции и игры, предоставляют богатые возможности и для отработки нужного поведения. Целесообразно использовать для обучения «мягким» навыкам.
III
Важно понимать, что методология обучения — это всего лишь инструмент. Его можно использовать как с пользой, так и во вред. Какой инструмент предпочесть в каждом конкретном случае зависит, в первую очередь, от цели обучения. Определитесь с целью и только после этого выбирайте инструмент, это позволит вам избежать забивания гвоздей микроскопом.
С одной стороны, онлайн-обучение дает нам небывалые возможности, но с другой — технологии надо уметь правильно использовать, иначе они могут сильно навредить учебному процессу. Мы поможем ускорить процесс адаптации к онлайн и перечислим ряд распространенных ловушек, в которые легко можно угодить по незнанию
Чересчур много интересного
Желание напичкать курс красивой графикой, выразительным текстом, умопомрачительной анимацией и потрясающей музыкой лучше обрубить на корню. Ресурсы человеческого внимания ограничены, и не стоит растрачивать их попусту. Почитайте про теорию когнитивной нагрузки.
?
Чересчур мало интересного
Другая крайность — полное отсутствие в курсе интересных и увлекательных элементов, поощряющих обучение. Типичный пример — 100% говорящая голова, текст или слайды презентации без какого-либо интерактива и практики.
?
Потеря цели обучения
Любое учебное событие в курсе должно быть направлено на достижение цели обучения. Игры, виртуальные миры, дополненная реальность, обучение 2.0 и прочие суперсовременные технологии — не являются исключениями из правил. Они должны быть подчинены цели обучения и использоваться только в том случае, если они действительно являются наиболее подходящим инструментом для ее достижения.


?
Обучение в ходе самостоятельных исследований
Часто можно услышать, что интернет — огромное информационное пространство, в котором каждый может найти и изучить нужную ему информацию, сложить новое знание из множества найденных им кусочков и т.д. Последние 15 лет исследований показали, что такой способ обучения работает крайне редко. Гораздо более эффективный вариант — хорошо структурированные курсы, обеспечивающие качественное руководство учением.
?
Цифровые технологии обучения
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН ЛЕКЦИИ И СЕМИНАРА
Вы можете проводить лекции и семинары в онлайн-формате с помощью различных веб-инструментов. Большинство позволяют также записывать лекции и работать в группах. Чтобы не было проблем с восприятием материала с разных устройств, убедитесь, что транслируемая Вами текстовая и графическая информация будет считываться с телефона.
У студента могут возникнуть трудности с интернет-связью во время проведения лекции в формате видеоконференции, поэтому трансляцию рекомендуется записать, тогда будет возможность предоставить доступ к этим материалам: материалы вы можете загрузить на Youtube (инструкция по размещению) и в LMS (инструкции по размещению в LMS видео,текстовых и pdf-файлов).

Zoom
Видеоконференции с обменом сообщениями и контентом в реальном времени. Мы подготовили для вас инструкцию и скринкаст.

Webinar
Видеоконференции с обменом сообщениями и контентом в реальном времени. Сервис доступен как на сайте, так и в виде приложений на iOS и Android. Мы подготовили для вас инструкцию и скринкаст.

Microsoft Teams
Видео и аудиозвонки, возможность демонстрировать экран, работа в групповых чатах (до 300 пользователей в бесплатной версии программы), обмен файлами, веб-версии Word, Excel и PowerPoint. Мы подготовили для вас инструкцию и скринкаст.

Skype
Инструмент для видео- и аудиозвонков. В групповых звонках могут участвовать от 3 до 50 человек. Также есть следующие ограничения: не более 100 часов групповой видеосвязи в месяц, не более 10 часов в день и не более 4 часов на каждый групповой видеозвонок. Возможна запись звонков.

Cisco Webex
Многоплатформенная онлайн-служба, которая позволяет студентам, преподавателям и сотрудникам встречаться с помощью конференц-связи и совместного использования экрана. Встречи с участием до 1000 человек, возможность сохранять записи сеансов в облаке или на локальном устройстве. Приложение Cisco Webex Teams на iOS и Андроид подходит для групповой работы и дополняет систему веб-конференций Cisco Webex.
ДЛЯ ЗАПИСИ ПРЕЗЕНТАЦИИ И ЛЕКЦИИ
Вы можете записывать лекционные материалы, пользуясь веб-камерой компьютера или смартфона. Готовые видео можно выкладывать на Youtube, настраивая разные типы доступа. По ссылке вы найдете инструкцию по размещению видео на Youtube. Вы также можете дополнить свои презентации комментариями, чтобы студенты могли ориентироваться в присланных материалах. Ниже перечислены программы, с помощью которых вы можете это сделать.

Microsoft PowerPoint
Как записывать комментарии:
1. Откройте вкладку «Показ слайдов» в PowerPoint и установите флажок «Воспроизвести комментарии».
2. Нажмите кнопку «Запись слайд-шоу», чтобы войти в режим слайд-шоу, при котором запись начнется автоматически.
3. По завершении нажмите кнопку «Завершить слайд-шоу» в левом верхнем углу экрана. Чтобы экспортировать запись в виде файла фильма, выберите «Файл» > «Экспорт», затем выберите MP4 в раскрывающемся меню «Формат файла».
4. Убедитесь, что установлен флажок «Использовать записанные тайминги и комментарии»)

Keynote
Как записывать комментарии:
1. В меню Play в Keynote выберите «Запись слайд-шоу». Вы войдете в режим слайд-шоу с элементами управления записью, видимыми в нижней части экрана.
2. Перед началом записи посмотрите аудиометр во время разговора, чтобы убедиться в работе микрофона.
3. Используйте красную кнопку записи в нижней части слайд-шоу, чтобы начать и завершить сеанс записи.
4. Чтобы экспортировать запись в виде файла фильма, выберите «Файл» > «Экспорт в» > «Фильм», затем выберите «Запись слайд-шоу» в раскрывающемся меню «Воспроизведение».

macOS. Запись видео с камеры
1. Откройте приложение QuickTime и выберите «Файл» > «Новая запись видео».
2. Нажмите стрелку раскрывающегося списка рядом с красной кнопкой записи и убедитесь, что выбраны правильные входы камеры и микрофона.
3. Нажмите кнопку «Запись», чтобы начать, и кнопку «Стоп» в том же месте, чтобы закончить запись.
4. Выберите «Файл» > «Сохранить», затем выберите место для сохранения файла.

Windows. Запись видео с камеры
1. В правом нижнем углу панели задач Windows щелкните правой кнопкой мыши значок «Громкость» и выберите «Устройства записи», указав нужный микрофонный вход.
2. Откройте приложение «Камера» и нажмите кнопку «Видео» в правой части окна приложения, расположенного прямо над большой кнопкой «Фото».
3. Нажмите кнопку «Видео» еще раз, чтобы начать запись, и красную кнопку «Стоп», чтобы закончить запись. Записи сохраняются в папке «Изображения» > «Фотопленка».

Захват экрана
Для демонстрации экрана вы можете воспользоваться встроенным инструментом захвата экрана и звука (для MacOS) или следующими программами (для Windows):
1. OBS (Open Broadcaster Software) Studio (PDF, 205 Кб)
2. Bandicam
3. UVScreenCamera
4. Movavi Video Suite

Иллюстрации
Если в аудитории вы использовали доску, при дистанционном обучении вы можете делать иллюстрации и использовать приложения-сканеры, которые помогут улучшить качество фото:
Microsoft OfficeLens (iOS или Android) работает с подпиской университета на Microsoft Office 365 (требуются Word и OneDrive)
ScanBot (бесплатная версия) для Android и iOS
Scanner Pro для iOS

Видеоредактор
Если вы хотите добавить в видео логотип, ваши инициалы, аффилиацию, название темы и др., вы можете воспользоваться открытым видеоредактором OpenShot
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОНЛАЙН ТЕСТОВ ИЛИ АНКЕТИРОВАНИЯ
Вы можете самостоятельно создавать тестовые задания и собирать ответы на них с помощью различных сайтов

Google Classroom
Виртуальный класс с возможностью выкладывать и собирать работы (устанавливать дедлайны). Можно настроить расчет оценок, собирать письменные работы, давать тесты в гугл-формах, публиковать какие-то материалы.
Инструкции по работе с виртуальным классом

Google Формы
Инструмент для создания тестов с возможностью задать количество баллов за задание и правильные ответы. Можно сделать проверку автоматической, но если есть задания, которые требуют дополнительной проверки, можно сделать часть проверки вручную и только тогда выдать результат. В таком случае можно отправить результаты на указанный адрес почты. Можно использовать для сбора файлов с работами, выбрав в качестве типа вопроса загрузку файлов.
Инструкция по работе с Google Формами

Quizizz
Интеграция с Google Classroom
Сервис для создания викторин: преподаватель создает викторину на своем компьютере, а ученики принимают участие в ней с помощью своих мобильных устройств.Викторина может быть проведена в дистанционном режиме, когда ученики не находятся в одном классе. Также преподаватель имеет полную картину успеваемости учеников в таблице EXCEL.
Русскоязычная инструкция по с Quizizz

Surveymonkey
Служба как для создания простых и небольших опросов, так и для массовой рассылки. Сервис позволяет быстро создавать опросы, настраивать их внешний вид, менять местами вопросы, проводить А/Б-тестирование, вставлять опросы на сайты и в социальные сети, защищать данные и интегрировать средства с MailChimp, GroSocial, CleverReach и прочими сервисами. Есть возможность бесплатно размещать 10 вопросов и 40 ответов на опрос.
Инструкции по работе с Surveymonkey

Formative
Сервис с бесплатным доступом до конца 2019-2020 года для создания оценочных средств. Доступно 17 типов заданий (Аудио ответ, Рисунок, Текстовый блок, Видео, Эссе, Множественный выбор, Выбор нескольких верных ответов, Ввод числа/формулы, Верно/неверно и другие)
Инструкция по работе с Formative

GitHub Classroom
Ресурс для создания виртуального класса по программированию. Можно устанавливать дедлайны, собирать работы, создавать стартовые шаблоны для кода. Бесплатно, но для активации некоторых функций нужно предоставить подтверждение статуса преподавателя (например, справку из учебного офиса или иное).
Инструкции по работе с GitHub Classroom

Dropbox
Можно использовать функцию запроса файлов с установленным дедлайном для сбора письменных работ.
Инструкция по работе с Dropbox

Polleverywhere
Инструмент для оценивания студентов, который можно использовать во время дистанционного семинара. Эта система позволяет встраивать интерактивные действия непосредственно в презентацию. Студенты отвечают в Интернете или с помощью SMS-сообщений на своих телефонах. Ограничение - 25 студентов в одной группе.
Инструкция по работе с Polleverywhere

Socrative
Бесплатный веб-сервис, который позволяет оценивать студентов с помощью подготовленных заданий или вопросов в ленте, чтобы сразу отследить их понимание. Ограничение - 50 студентов в одной группе.
Инструкция по работе с Socrative

Edpuzzle
Веб-сервис предлагает доступ к более чем 5 миллионам видео, а также позволяет создавать свои собственные интерактивные видеоуроки с возможностью добавления вопросов к ним. Используются видео с YouTube, Khan Academy, Crash Course и многое другое. Базовый тариф 0$ в месяц с предоставлением места для хранения 20 видео, следующие тарифы с аналитикой и неограниченным местом для хранения видеоуроков - платные.
Инструкции по работе с Edpuzzle

Wooclap
Платформа Wooclap используется вузами для учебных занятий и доступна на 6 языках, в том числе на русском. Имеется бесплатный доступ, который подразумевает подключение макс. 1 000 студентов. Мгновенная обратная связь позволяет аудитории отвечать на вопросы в режиме реального времени. Неограниченное количество мероприятий с бесплатной возможностью оценить по 2 вопроса каждого мероприятия. Платный базовый уровень BasicPlan $6.99 в месяц предлагает неограниченное количество вопросов в каждом мероприятии.
Инструкции по работе с Wooclap

Flippity
Сервис, с помощью которого можно создавать разнообразные интерактивные упражнения для обучения. Сервис бесплатный, интерфейс англоязычный, регистрация не требуется, некоторые упражнения можно распечатывать, все необходимые инструкции и демоверсии приведены для каждого из упражнений.
Инструкция по ссылке.

Online Test Pad
Бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения. Можно создавать тесты, опросы, кроссворды, логические игры. Есть диалоговый тренажер. Сервис полностью бесплатный.
Видеоинструкция по работе с Online Test Pad

Acadly
Для преподавателей и студентов платформа бесплатна и предлагает создание любого количества курсов и мероприятий для неограниченного количества студентов, а также оформление тестов (с вариантами ответов и без), викторин и опросов.
Видеопрезентация функций приложения Acadly

Kahoot!
Премиум формат платформы бесплатен на время карантина из-за COVID-19, с отдельной регистрацией школ и вузов. Студентам предлагается не только участие в проектах в игровой форме, созданных преподавателем на основании пройденного материала в вузе, но и самостоятельное творчество в создании обучающих игр на платформе.
Видеопрезентация платформы Kahoot!

H5P
Полностью бесплатный и открытый сервис H5P дает возможность быстро добавить в учебный курс динамичные упражнения, игры, ленты времени, интерактивные видеоролики, презентации. Контент может быть импортирован и экспортирован.
Инструкция по созданию заданий в H5P
Виды контента, создаваемого с помощью Н5Р
ДЛЯ ОНЛАЙН КОММУНИКАЦИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Поскольку при дистанционном обучении у вас нет возможности встретиться со студентами лично, очень важно обеспечить возможность оперативной коммуникации. В этом помогут:
1. Видеоконференции
2. Мессенджеры
3. Электронная почта
4. Инструменты платформы Google: студенты могут объединяться в гугл-группы, общаться через Hangouts и чаты
Совместная работа со студентами - наиболее эффективный подход к обучению. Ниже представлен ряд инструментов, которые позволят организовать подобную работу дистанционно.

Slack
Приложение-гибрид мессенджера, планировщика и почтового клиента
  • Переписка по каналам, где канал может быть посвящен отдельной теме
  • Групповые и индивидуальные чаты
  • Настройка уведомлений
  • Обмен файлами, ссылками
  • Возможность создания внутри чата отдельного поста (инструменты форматирования)
  • Интеграция с дополнительными сервисами (календарь, dropbox)
  • Аналитика по активности участников
  • Возможность создавать опросы
Инструкция (DOCX, 1,17 Мб)
  • Бесплатная версия дает возможность подключить пять сторонних сервисов, загружать файлы до 5Гб, организовывать поиск по последним 10 тысячам сообщений, совершать индивидуальные звонки
  • Имеется мобильная версия

Click Up

Платформа для планирования задач и их отслеживания
  • Позволяет создавать групповые трекеры задач и чек-листы, добавлять ресурсы.
  • Встроены инструменты групповой работы и обсуждений.
  • Настройка уровня приоритетности
  • Встроены шаблоны для разных типов проектов
Инструкция (DOCX, 2,10 Мб)
  • Ограниченный объем хранилища (100 Мб)
  • Неограниченное количество участников

Google classroom
Интерактивная платформа для пользователей с личным аккаунтом google. На ней преподаватель может создавать курс(-ы), давать групповые и индивидуальные задания и проверять их.
  • Создать курс со структурированным материалом (модули)
  • Организовать запись учащихся на курс
  • Публиковать материалы
  • Интеграция с сервисами Google (документы, диск, youtube)
  • Создавать задания (тест, опрос)
  • Оценивать задания учащихся и следить за их прогрессом
  • Чаты учащихся
Ссылка Инструкция (DOCX, 1,90 Мб)
  • Требуется аккаунт google
  • Имеется мобильная версия

Kialo

Платформа для организации групповых дискуссий.
  • Эффективный инструмент для разбора аргументов за и против
  • Приводимые аргументы и примеры можно оценивать
  • Возможность участия индивидуально или в группе
  • Создание тегов
  • Загрузка изображений
Инструкция (PDF, 910 Кб)
  • Только веб-версия
  • Не поддерживает интеграцию с другими сервисами
  • Позволяет регистрироваться с ипользованием профиля facebook

Notion

Сервис для систематизации материалов и планирования задач:
  • Создание заметок и документов, которые поддерживают вложение медиафайлов
  • База знаний с возможностью отслеживать задачи
  • Оформление вики-страниц
  • Создание досок для общих обсуждений
  • Список дел
  • Возможность создания таблиц
  • Заданные шаблоны для разных типов проектов
Инструкция (DOCX, 2,34 Мб)
  • Поддержка мобильной версии
  • В бесплатном аккаунте работает синхронизация и доступны все функции. Ограничения по количеству блоков (1000)
  • Отсутствуют чаты
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ОНЛАЙН
В рамках дистанционного обучения мы предлагаем вам пользоваться различными ресурсами, предоставляющими наборы симуляций и интерактивных моделей.

1. LabXchange – набор лабораторных симуляций с оценками, фокусирующийся на основных методах молекулярной биологии; имеет широкий спектр интерактивного контента и дискуссионные форумы.
2. Merlot Collection – бесплатный онлайн-доступ к курируемым учебным и вспомогательным материалам и инструментам создания контента для различных дисциплин.
3. PhET: Interactive Simulations for Science and Math – симуляции по различным дисциплинам, включая физику, химию, математику, естествознание и биологию.
4. Physics Simulations– коллекция физических симуляций с изменяемыми параметрами и анимацией в реальном времени.
5. ACS: Virtual Chemistry and Simulations – коллекция химических симуляций и виртуальных лабораторий, составленная Американским химическим обществом (ACS).
6. Virtual Labs Project at Stanford – интерактивные медиа, созданные и распространяемые Стэнфордом, в основном сосредоточены на биологии человека.
7. HHMI BioInteractive – видеоролики и интерактивные мероприятия по биологии, подготовленные Медицинским институтом Говарда Хьюза.
8. Molecular Expressions: Virtual Microscopy – коллекция виртуальных микроскопов с элементами управления, аналогичными тем, которые используются на физических микроскопах.
9. Oscilloscope, Speed Gun – приложения, которые позволяют учащимся взаимодействовать с инструментами или лабораторными установками.
Мобильные приложения
Адаптивная LMS система
CRM Университета
Мобильные видеозвонки
Макретплэйс Coursera
Youtube, Telegram, др. SMM
Студенты более подкованы в цифровой среде, лучше разбираются в компьютерах и интернетах. Но на самом деле для большинства это такой же стресс, как и для преподавателей. Студенты стесняются включить веб-камеру, с трудом собирают себя в кучу в домашней обстановке и скучают по родным аудиториям. Ваша задача — помочь им адаптироваться и научить работать также эффективно, как и в офлайне.
Вовлечение в обучение
Согласно исследованиям, вовлеченность в обучение характеризуется двумя основными параметрами — физической (поведенческой) и психической (мыслительной) активностями студента
Поведенческая активность — любое явное действие, выполняемое обучающимся в ходе учебного занятия
Это нажатие клавиш
Это вариативный выбор ответа
Это ответы на устные вопросы
Это переписка в форуме и чате
Задания, требующие от ученика только физических действий «цепляют» гораздо меньше, чем занятия, которые требуют ещё и «включить мозг» — подумать, поразмышлять, сделать выводы и предположить последствия. Мало того, «пустая» двигательная активность вообще не обязательна, высокий уровень вовлечения может быть достигнут и без нее, при условии высокой мыслительной активности
Психическая активность — когнитивный (мыслительный) процесс обработки учебного материала и получения новых знаний и навыков
Это обдумывание сложной визуальной информации онлайн курса
Это обобщение и структурирование информации части онлайн курса
Это формирование выводов и заключений на основе полученных данных
Это выполнение заданий, требующих осмысливания и переосмысления информации
Для создания увлекательного учебного мероприятия важно уделить внимание именно психической активности — подобрать соответствующие методы обучения и контент
Развитие цифровых компетенций
Совет №1
Совет №1
Будьте в курсе событий
Все главные новости об изменении режима работы университета, мероприятиях и дистанционном обучении появятся на главной странице сайта Московского Политеха, в социальных сетях, мессенджерах и в рассылках
Совет №2
Совет №2
Пересмотрите учебные планы и программы по преподаваемым дисциплинам
Определите как влияют онлайн технологии, что должно быть сделано, что требуется изменить (дедлайны/оценивание/правила выполнения заданий и т.д.) и добавить (онлайн-обсуждения/онлайн-трансляции лекций и т.д.)
Совет №3
Совет №3
Обеспечьте постоянный канал связи со студентами
Сообщите студентам, как скоро ожидать ответа в выбранном канале связи. Заранее готовьте студентов к возможным изменениям в формате обучения, изменениям учебных программ и инструментов, которые преподаватели будут использовать
Совет №4
Совет №4
Для дистанционного обучения используйте новые технологии и проверенные инструменты
Старайтесь полагаться на то, что лучше всего знакомо вам и вашим студентам. Учитывайте, что для некоторых инструментов (например, для веб-трансляций) понадобится высокоскоростной интернет, а другие инструменты имеют ограничения по количеству бесплатных пользователей
Совет №5
Совет №5
Расширяйте форматы общения со студентами за рамки переписки и размещения в сети материалов для изучения
Важно не терять контакт с аудиторией и поддерживать мотивацию. Организуйте общение в формате видеоконференций, предоставьте студентам возможность индивидуальной консультации - ZOOM, телефон, мессенджеры, социальные сети. Участвуйте в формировании онлайн сообществ студентов и выпускников